Педагог социальный

Здравствуйте, уважаемые родители!

Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана  объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения - залог успеха человека в жизни.

Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок - это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств. Я осуществляю профилактические мероприятия по социальной защите детей и социальному развитию личности ребенка в школе.

Цель: оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем, защита ребенка в его жизненном пространстве.

Задачи:

- обеспечение учащимся социально-педагогической поддержки, заботы, защиты интересов;

- оказание помощи в решении проблем ребенка, семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении;

-  координация деятельности различных субъектов системы профилактики в оказании помощи семье и детям; 

– оказание помощи родителям и педагогам в социально-педагогическом сопровождении учащихся;

– оказании помощи учащимся требующим особого педагогического внимания, входящими в «группу риска».

Направления работы:

- пропаганда здорового образа жизни;

- работа с детьми, требующими особого педагогического внимания;

- профилактика ПАВ (психо-активные вещества), зависимого поведения;

- профилактика бродяжничества;

- работа с детьми-сиротами и детьми, находящимися под опекой;

- работа с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении;

- работа с детьми в отношении которых проводиться индивидуально профилактическая работа;

- работа с детьми-инвалидами;

Профессиональные обязанности:

  • Профилактика негативных явлений в социуме.
  • Профилактика отклонений в поведении учащихся, в их общении.
  • Оказание социально-педагогической помощи семье и детям.
  • Посредничество между личностью, обществом и государственными структурами.

График работы педагога социального

Имперович Камилии Вацлавовны

Дни недели Время работы

График консультаций

Учащихся

Родителей (законных представителей)

Педагогов

Понедельник

8.00 – 9.45

10.55 – 12.45

Обеденный перерыв

8.30 – 9.00

12.15 – 12.45

 

Вторник

8.50 – 11.50

Обеденный перерыв

 

 

10.00 – 10.30

Среда

8.40 – 15.30

11.45 – 12.50

Обеденный перерыв

13.30 – 14.00

15.00 – 15.30

 

Четверг

8.00 – 9.50

11.45 – 12.50

Обеденный перерыв

 

 

8.00 – 8.30

Пятница

1,3 пятница месяца

8.40 - 12.40

Обеденный перерыв

 

 

12.10 – 12.40

2, 4 Суббота

8.40 – 12.40

Обеденный перерыв

 10.30-11.00

12.10 – 12.40

 

 

Контактный телефон: 8 015 2 60 57 61

Круги отношений и безопасности для детей

Почему эта тема важна?

Если ваш ребенок будет знать, что такое личное пространство, это  позволит предотвратить различные виды психического (эмоционального), физического и сексуального насилия над ним со стороны взрослых.

Если ваш ребенок будет понимать, кто может находиться рядом с ним в границах его личного пространства — кто может держать его за руку, обнимать, целовать, усаживать на колени, то при нарушении его личной зоны комфорта он почувствует это и поступит правильно.

А что значит «поступить правильно»? Это значит, что нужно совершить действия по алгоритму, который назовем «Три шага».

Алгоритм «Три шага»

Шаг первый

Если возникает ситуация, когда нарушается личное пространство ребенка, он должен почувствовать и понять:

- что ситуация является некомфортной или опасной;

- что его личное пространство нарушено без его разрешения;

- что ему не нравится ситуация, в которой он находится, и он хочет прекратить то, что происходит

Шаг второй

Ребенок должен попытаться сам остановить некомфортную или опасную ситуацию, сделав что-либо. Он должен сказать себе: «Стоп! Мне некомфортно».

Самое сложное для ребенка — остановить ситуацию и сказать вслух о своих чувствах.

Не все дети могут быстро выразить свой протест. Чувство страха или чувство стыда ребенка в этот момент могут перевешивать чувство «некомфорта» или даже чувство надвигающейся опасности.

— Ребенок  может подумать, что бояться — это стыдно. «Зачем мне бояться и говорить о некомфортной ситуации родителям, учителям или друзьям? Лучше я промолчу и буду сильным в глазах взрослых и детей».

— Ребенок может испытывать страх быть непонятым. «Если я  расскажу о чем-то неправильном своим друзьям, надо мною будут смеяться».

Шаг третий

Если ребенок сам не может справиться с ситуацией, он должен обратиться за помощью. В первую очередь — к  родителям.  Если их рядом нет, то к взрослым людям, которые могут помочь. Это учителя, медицинские работники, полицейские.

Если некомфортная ситуация возникла на улице и рядом с ребенком нет взрослых, к которым он может обратиться за помощью, то он должен знать, что можно зайти в любой большой магазин, в аптеку или на почту и обратиться за помощью. Нужно говорить: «Мне страшно, помогите мне пожалуйста, позвоните моим родителям». Ребенок должен действовать так до тех пор, пока кто-либо из взрослых не поможет ему и не позвонит родителям.

Эти разноцветные круги помогают ребёнку освоить очень важную вещь: понятие личных границ. И почему, и как надо их охранять.

ФИОЛЕТОВЫЙ круг – Я - это круг, обозначающий личное пространство ребенка

Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может нарушить твое личное пространство без твоего согласия.

Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей — твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг — «круг Я».

СИНИЙ круг - Семья

В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.

Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства.

ЗЕЛЁНЫЙ круг - Дружба

Зелёные отношения — это отношения с друзьями. Ты не должен нарушать личное пространство друзей, ты не должен обнимать своих друзей, если они этого не хотят, не должен садиться к ним на колени.

Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.

ЖЁЛТЫЙ круг— Знакомые

Желтые отношения — это отношения со взрослыми и детьми, которых ты знаешь не очень хорошо. Иногда ты разговариваешь с ребятами, с которыми живешь в одном доме или ходишь в музыкальную школу.

Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.

Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».

Пятый круг ОРАНЖЕВЫЙ - Профессиональные помощники

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

КРАСНЫЙ круг -  Незнакомцы

Это все люди, с которыми ты не знаком (даже если они говорят тебя, что хорошо тебя знают). Конечно, не все чужие люди плохие. Но ты же не знаешь, какой перед тобой человек - плохой или хороший. Поэтому с ним нельзя разговаривать, рассказывать о себе и своих близких, отвечать на вопросы, нельзя никуда с ним идти или садиться в машину.

Предположим, вы рассказали ребёнку о личном пространстве и 6 границах (начиная с личного "я" и заканчивая "незнакомцы"), о правилах поведения, и даже схему кругов рассмотрели. Достаточно этого? Нет.

Рассказать о границах - этого мало. Чтобы он усвоил всё на «отлично», чтобы в жизни смог применять, необходимы многократное повторение и закрепление. Только тогда в критический момент ребёнок не растеряется, сможет постоять за себя.

Начинать обучение стоит с раннего возраста. И главное тут – как вы ведёте себя, какой пример подаёте.

Обнимаете, например, малыша, а он отстраняется, говорит вам «пусти!» - отпустите (вероятно, сейчас у него есть причины для такого отказа, и с ними стоит считаться).

Если вы сами, даже самые близкие, члены семьи уважаете личное пространство ребёнка, он тоже будет подспудно усваивает границы личного «я» и что «никто не имеет права в них вторгаться без моего разрешения».

Приятельница в восторге от вашего малыша, хочет конфеткою угостить или взять его на руки (а он не хочет, сопротивляется)? Не надо настаивать – убеждать, что «тётя хорошая». Не доверяет малыш малознакомому человеку – поддержите его настороженность.

Как ещё обучать? Разными способами, и чем больше их будет, тем лучше.

Используйте детские СКАЗКИ. Тот же классический «Колобок» - прекрасный пример, как не надо вести себя с незнакомцами.

«Зачем колобок с лисой разговаривал?», - задавайте вопросы и обсуждайте, «как надо было ему себя повести», чтобы не пропасть.

Обучайте в игре. Можно разыгрывать разные сценки с игрушками, с детьми постарше – пантомимы, маленькие спектакли, задавая тему в названии: «Сердитый сосед», «К тебе подошёл незнакомец», «В лифт захожу, и вдруг…».

Можно с ребёнком играть в «почемучки» (а ещё лучше – с группой детей). Подготовьте много вопросов, касающихся личного пространства и поведения. А в другой раз устройте конкурс рисунком, или историй на ту же тему (и коллективное обсуждение их).

Создавайте и используйте ПОДХОДЯЩИЕ СИТУАЦИИ. Смотрите вместе фильм – потом его обсудите, проведите параллели с жизненными ситуациями, в которые ваш ребёнок тоже может попасть.

Дети редко задумываются о последствиях; ваши вопросы, игры, задания, комментарии постепенно приучат ребёнка обдумывать заранее: «что будет, если я сделаю так-то и так-то», «как будет правильно поступить».

Приучайте ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. Малышам это в голову не приходит, дети постарше стесняются. А ребёнок должен уметь убежать, закричать, на помощь позвать.

ТРЕНИРУЙТЕСЬ. Вовлекайте ребёнка как в игру, так и в активное действие «Кто громче крикнет», «Как узнать полицейского», «Какой-то парень схватил тебя за руку, что делаешь ты?».

УБЕДИТЕСЬ в том, ЧТО ребёнок УСВОИЛ ПРАВИЛА. Например, попросите кого-нибудь (кого сам ребёнок не знает) попробовать его увести за собой. Вот сидит ваша дочка на лавочке, ждёт маму из магазина. «Незнакомец» подходит и говорит: «Ты чего здесь сидишь, тебя мама там ждёт, пойдём скорее». Пойдёт или нет?

Если же вдруг окажется, что у ребёнка все правила вылетели из головы, не осуждайте его, не критикуйте. Просто сделайте выводы: плохо усвоен урок, в том-то и том-то надо ещё потренироваться.

Итак, задача взрослого – не просто вложить в голову ребёнка определённые правила, а ПРИУЧИТЬ ИХ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯТЬ.

 

свернуть

Как уберечь ребёнка от насилия

Мы понимаем, что в нашем мире беда может произойти с каждым из нас.  Мы привыкли к тому, что людей убивают, что пешеходов сбивают машины, что мужья бьют своих жен...  Каждый день где-то происходит страшное и безумное, чего быть не должно. Но беда случается не только со взрослыми, но и детьми, над ними издеваются, их насилуют, убивают. Это ужасно, и это происходит, поэтому мы должны знать, как уберечь ребенка от насилия…

РОДИТЕЛИ! РАЗБЕРИТЕ С РЕБЕНКОМ РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ

Практика правоохранительных органов показывает, что у жертвы всегда есть выбор. Во многих случаях она предвидит агрессию против себя, но по каким-то причинам ведет себя пассивно, даже не пытаясь оказать сопротивление. И чтобы ваш ребенок смог правильно оценить ситуацию и принять нужное решение, с ним нужно разбирать различные ситуации, в которых он может оказаться.

Разбор ситуации начните с того, что предложите ребенку решить простую задачу, что он будет делать, если вдруг к нему на улице подойдет незнакомец и попросит проводить или помочь поднять рюкзак, который он оставил за углом. Дайте возможность ребенку рассуждать, не перебивайте его, если вы боитесь забыть что-то из сказанного ребенком, сделайте пометки, а потом уже вместе разберите, какие ошибки были допущены в ходе рассуждения, и чем они могут обернуться в конкретной ситуации. Вы можете использовать для наглядности пример из статьи в газете или книги, но главное, чтобы он иллюстрировал сказанное вами, в этом случае, если кто-то подойдет к вашему ребенку, тот подсознательно уже будет готов к тому или иному повороту дела, а значит, сможет принять нужное решение.

КОГДА РЕБЕНОК УХОДИТ НА УЛИЦУ…

Пока ребенок еще маленький, вы ходите гулять с ним за ручку, но он подрастает и заявляет вам, что гулять с вами он просто не желает. И здесь, независимо от того, гуляете ли вы с ним на улице или просто наблюдаете в окно, он должен всегда помнить об опасности, таящейся вне стен вашей квартиры. А подготовить к нестандартной ситуации должны его вы сами.

Во-первых, вы должны сами критически осмотреть одежду ребенка, нет ли в его туалетах мелочей, привлекающих внимание преступников (дорогие, не по возрасту серьги), не стоит вешать ребенку на шею или закреплять на ленточке на поясе брюк ключи от квартиры.

Во-вторых, вашим девизом должны стать слова: "Помни о преступнике". Постоянно проверяйте ребенка: знает ли он свой домашний адрес, телефон, имена родителей.

В случае, если ребенка попытаются увести или насильно усадить в машину, ребенок должен кричать примерно следующее: "Меня зовут... мой домашний телефон... моих родителей зовут... позвоните моим родителям", текст может быть изменен, но основные его компоненты должны остаться, т.е. имена, телефон и просьба позвонить. Помните, что текст должен быть максимально кратким и не содержать лишней информации, его ребенок должен помнить всегда. Внушите ребенку, что, если ему что-то угрожает, он должен визжать, кричать, врать, драться. Прочь условности! Важна лишь безопасность.

В-третьих, если ребенок еще недостаточно взрослый, вы можете либо наблюдать за ним из окна, если позволяют условия, но тогда не теряйте ребенка из виду, даже если у вас есть неотложные дела, или необходимо позвонить любимой подруге, прочитать газету или посмотреть футбол. Ребенок должен все время находиться в поле вашего зрения. Но можно сделать проще, вы договариваетесь со своими соседями, у которых тоже есть дети, и устанавливаете поочередное дежурство во время их прогулок.

Заметив незнакомца возле вашего ребенка, тут же позовите свое его домой, а если ребенок недавно вышел, спуститесь к нему и гуляйте вместе с ним, не стесняя его действий, говоря, что лезть на дерево нельзя или пускать в луже кораблики, это лишь будет вызывать у ребенка внутренний протест, и он может делать какие-то вещи, заранее зная ваше неодобрение. Пусть ребенок делает то, что ему хочется, а если вы ему что-то запрещаете, то и мотивируйте свой запрет (молодое деревце или тонкий лед).

Все эти правила больше для родителей, а что же должен делать сам ребенок, выходя на улицу? 

Ребенок должен помнить о возможности встречи с преступником!

Конечно же, собравшись выходить из квартиры, он должен вспомнить и правила собственной безопасности: посмотреть в глазок и, если на площадке посторонние, попросить вас проводить его на улицу или дождаться, когда они уйдут. Выйдя из квартиры, тщательно запереть дверь, убрать ключи и не оставлять их под ковриком или над дверью. Если он уходил, когда вас не было дома, лучше, если ваш ребенок напишет вам сообщение в которой сообщит, куда он идет, с кем и когда будет дома. Независимо от обстоятельств в обозначенное время он должен прийти домой или позвонить вам, сказав о причинах, задерживающих его. Объясните ребенку, что эта сообщение нужна прежде всего ему, если вдруг он попадет в беду, вам будет легче его искать и вы сможете ему оказать реальную помощь.

Нелишне объяснить ребенку, что выбегать из подъезда не стоит, лучше спокойно открыть дверь. Во-первых, вы можете наскочить на встречного, у которого могут быть в руках любые острые предметы, хотя бы лыжные палки, которые он выставил вперед. Во-вторых, рядом с подъездом может разворачиваться машина, и ребенок не глядя попадает прямо под ее колеса.

И вот дети играют в песочнице, кажется, что может быть безопаснее. И место открытое, да и ни машин, ни подвалов рядом нет. Но вдруг обстановка поменялась, к детям подошел мужчина, и это будет первым знаком опасности для родителей, которые должны тут же подойти и выяснить, что понадобилось незнакомцу рядом с детьми.

Но родителей рядом не оказалось, и мужчина предлагает детям пойти с ним в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, на все эти предложения ребенок должен ответить отказом. Если же мужчина становится настойчивым или представляется знакомым одного из родителей, говоря примерно так: "Я думал, ты уже взрослый (ая), мне так твоя мама (папа) говорила...", ребенок, к кому обращена такая речь, должен тут же встать и пойти прочь от песочницы, обратившись к первому знакомому взрослому, гуляющему с собакой или с собственным ребенком, попросив его узнать, что хочет дядя. Даже самые маленькие дети должны знать, что с незнакомцами разговаривать нельзя.

Тело ребенка принадлежит только ему, никто, кроме врача, не имеет права прикасаться к нему без разрешения. При плохих, смущающих и тайных прикосновениях ребенок должен громко сказать "нет", глядя взрослому прямо в глаза, убежать и рассказать обо всем близкому человеку. Нельзя хранить "нехорошие" тайны. Объясните сыну или дочери, что, конечно, воспитанные дети уважают взрослых, но не всегда следует слушаться того, кто старше и требует повиновения, - иногда это может привести к беде. Если ребенок чувствует что-то неладное, разрешите ему НЕ ПОДЧИНЯТЬСЯ взрослому.

свернуть

Ответственность родителей

Воспитание детей - это не только желание и добрая воля родителей, а обязанность, закрепленная на законодательном уровне. В соответствии с частью 3 ст.32 Конституции Республики Беларусь воспитание детей – конституционное право и обязанность родителей, которые имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении (ст. 75 КоБС).

Родители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей. Воспитание и содержание ребенка признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе, если ребенок находится в социально опасном положении.

В статье 67 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.  Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

1) не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);

2) ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

3) лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом не выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем, имеет место опасность для его жизни или здоровья (ст. 67 КоБС).

 

Статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, которое повлекло совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим, ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность. Данная ответственность предполагает наложение взыскания на одного или обоих родителей взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере до десяти базовых величин. При этом в случае повторного совершения такого деяния несовершеннолетним в течение года, ответственность родителей усилена до двадцати базовых величин.

 

 

 

 

 

 

В связи с этим еще раз хочется обратить внимание родителей:

  1. Не оставляйте детей до 14 лет без присмотра

статья 159 УК Республики Беларусь «Оставление в опасности»;

  1. Обеспечьте себя и своих детей световозвращающими элементами (фликерами), поскольку за их отсутствие на пешеходах в темное время суток предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст.18.23 КоАП Республики Беларусь. Объясняйте своим детям, что при переходе проезжей части необходимо быть максимально внимательными и начинать переход только после остановки транспорта. Не думайте, что беда приходит в семьи только других.
  2. Не допускайте бесцельного, бесконтрольного времяпровождения детей на улице. Рано или поздно это приведет к совершению правонарушений, а также ваши дети сами могут стать жертвой преступления. Кроме того, сам факт нахождения несовершеннолетних вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23.00 до 06.00 часов влечет административную ответственность по ст. 17.13 КоАП Республики Беларусь. В любой момент времени вы должны знать где, с кем находится ваш ребенок, чем занимается. Круг общения вашего сына или дочери вы должны знать с именами и фамилиями, адресами и телефонами.
  3. Не допускайте нахождения вашего ребенка вне дома в позднее время суток и в ночное время. Если сын или дочь отпрашиваются переночевать у друзей или знакомых, будьте уверенны, что ничего хорошего от этого вам ждать не придется. Как правило, в таких ситуациях ваш ребенок хочет бесконтрольно и весело провести время. Большая часть преступлений подростками совершаются именно в позднее и ночное время, а также ваши дети сами могут стать жертвами преступления.
  4. Обязательно посещайте родительские собрания, поддерживайте связь с воспитателем, учителем, своевременно предоставляйте правдивую информацию о своей семье, не препятствуйте посещению педагогов по месту жительства.  Не стесняйтесь обращаться за помощью к педагогам.
  5. Больше общайтесь с ребенком. Развивайте творческие способности ребенка, правильно организовывайте свободное время, старайтесь выходные дни проводить вместе с детьми. Прививайте детям санитарно-гигиенические навыки, следите за внешним видом, соблюдайте деловой стиль одежды.
  6. Ваши дети должны четко понимать, что вы крайне отрицательно относитесь к употреблению алкоголя в несовершеннолетнем возрасте, регулярно напоминайте им об этом.   Не допускайте употребления вашими детьми алкогольных напитков, в том числе на праздники. В соответствии со ст.17.3 КоАП Республики Беларусь распитие в общественных местах алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива, либо появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, влечет наложение штрафа в размере до 8 базовых величин. Если вашему ребенку не исполнилось 16 лет, то согласно ст.9.4 КоАП РБ предусмотрена ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления штраф накладывается на родителей в размере до десяти базовых величин.
  7. Если вы позволяете курить в присутствии ребенка, то вы рискуете, что кроме проблем со здоровьем, ребенок в будущем приобретет устойчивую вредную привычку. Кроме того, в соответствии со ст. 17.9 КоАП Республики Беларусь курение в местах, где оно в соответствии с законодательством запрещено, в том числе в учебных заведениях и на их территории, влечет наложение штрафа до 4 базовых величин, если детям не исполнилось 16 лет, то по ст.9.4 КоАП РБ штраф накладывается на родителей в размере до десяти базовых величин.
  8. Обеспечьте ребенка предметами первой необходимости: одежда, обувь и т.д., своевременно оплачивайте коммунальные платежи, имейте достаточный запас продуктов. Помните, вашим приоритетом   должно быть безопасное жизнеобеспечение детей.
  9.  Помните, что самый главный и решающий фактор в воспитании ребенка - это личное поведение и образ жизни его родителей. Будьте достойным примером для своих детей!
свернуть

Как защитить ребенка от наркомании

Здоровье ребенка – самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее – ПАВ – психоактивные вещества).

Причины:

  • любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: «Все надо попробовать!»);
  • желание быть похожим на «крутого парня», на старшего авторитетного товарища, пример родителей;
  • желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со стороны родителей: «Делай так, будь хорошим» (может быть и способом привлечения внимания);
  • безделье, отсутствие каких-либо занятий, обязанностей, в результате – эксперименты от скуки.

Как не допустить пристрастие ребенка к употреблению ПАВ?

Если вы сами не употребляете алкоголь и наркотики, может показаться, что ваши дети абсолютно не подвержены этому риску. Но, к сожалению, одного хорошего примера недостаточно. Даже если в вашем доме вовсе не говорят о наркотиках и алкоголе, это не означает, что убеждения, естественные для вас, будут в точности восприняты вашими детьми. Гораздо важнее открыто обсуждать риск возникновения наркотической или алкогольной зависимости, создавать в этом отношении прочные моральные установки для детей.

Взаимоотношения в семье (родители уделяют внимание воспитанию детей и подростков, рассказывают им о вреде употребления ПАВ, о возможных последствиях) – основная профилактика употребления ПАВ.

Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребенка еще важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребенка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь… Хрупкая неустойчивая психика ребенка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Будьте мудры:

  • если скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать, даже если Вы тысячу раз правы;
  • не кричите, не угрожайте. Ведь ребенок действительно может подумать, что Вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а Вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.

Общение – это важная составляющая воспитательного процесса, с его помощью можно уберечь подростка от негативного влияния окружающих.

Если родитель умеет выслушать и дать совет, ребенок всегда будет делиться своими мыслями, рассказывать о произошедшем в течение дня, о новых друзьях и интересах.

Если родитель сводит общение до минимума из-за нехватки времени, в конечном итоге ребенок выбирает общение с другими малознакомыми людьми.

Если ребенок пытается наладить с Вами контакт, стремится общаться с Вами, следует всегда найти свободное время для общения с ним (так можно понять о занятиях подростка и уберечь от пагубного влияния компании).

Совместное времяпровождение с ребенком (прогулки на велосипедах, спортивные игры, совместные увлечения музыкой, посещение бассейна, поход в театр либо кинотеатр, сбор грибов или рыбалка). Если у ребенка есть интересное и приносящее пользу увлечение, которым он может заниматься совместно с матерью или отцом, в семье не будет недоговорок (такие родители всегда будут вызывать доверие, потребность в новых ощущениях не возникнет).

Ставьте себя на место ребенка

Подростковый возраст – это сложный период, когда дети чувствуют себя непонятыми. Родителям необходимо не просто вести доверительные разговоры, но и дать понять ребенку, что его переживания очень важны, с пониманием относиться к происходящему в его жизни. Ребенок должен понимать, что при любых проблемах может довериться родителям, которые всегда окажут поддержку, так как понимают его.

Общайтесь с его друзьями

Хорошие родители всегда в курсе круга общения своего ребенка, его увлечений. Дни рождения, проводимые дома, другие праздники, на которые могут быть приглашены одноклассники, друзья ребенка помогут познакомиться с ними поближе, узнать о их хобби, понять мировоззрение.

Подавайте пример

Родители, являющиеся противниками вредных привычек, подают правильный пример подростку. А как известно дети подражают своим родителям. 

Если вы употребляете алкоголь без меры, то подаете отрицательный пример детям. Вам будет сложно убедить их не пить, не курить и не употреблять наркотики, если вы сами делаете то, от чего призываете отказаться. Подумайте, не влияет ли ваше поведение негативно на других членов вашей семьи?

Поощряйте активный образ жизни, занятия спортом и расширение круга интересов ребенка.

Развивайте у него навыки противодействия давлению сверстников, самооценку и уверенность.

Объясните, что представление о курении и употреблении алкоголя, наркотиков как об элементах модного, «крутого» стиля жизни служит интересам производителей и гарантирует их сверхприбыли.

Посчитайте вместе с ребенком, сколько денег можно сэкономить, если не употреблять наркотики, и купить на них то, о чем он давно мечтает.

Расскажите, что сейчас в моде занятия спортом, фитнес, правильное питание и отказ от вредных привычек, и приведите примеры из жизни кумиров ребенка.

Как говорить с детьми о наркотиках?

Говорить с детьми о наркотиках необходимо так же, как мы говорим о любом явлении, существующем в жизни. Каким образом лучше строить разговор с ребенком о наркотиках? Рекомендации:

  1. Родителям нужно самим изучить информацию о наркотиках. Это позволит дать ребенку необходимую информацию и ответить на его вопросы.
  2. Разговор можно начать: «Что ты слышал о наркотиках?».
  3. Очень важно выслушать ребенка внимательно, не перебивая, независимо от того, что будет говорить ребенок.
  4. После того, как ребенок закончит свой рассказ, наилучшая реакция – поблагодарить его за общение («Спасибо», «Я понимаю»).  Ваша спокойная, внимательная реакция даст ребенку уверенность, что он свободно может говорить с Вами на эту тему, и что Вы заинтересованы в его мнении. Это общение подобно общению с Вашим лучшим другом, но оно происходит с Вашим ребенком.
  5. После того, самое время дать ребенку правильную информацию о наркотиках. Помните, что здесь Вам необходимо дать ребенку верную информацию таким образом, чтобы он сам вслух принял собственное верное решение.
  6. Когда Вы даете любую информацию ребенку, убедитесь, что он полностью понимает эту информацию. Полезно иногда спросить, все ли он понимает. Можно предложить привести пример того, что он только что услышал.
  7. Если Ваш ребенок задает вопрос, ответ на который Вам неизвестен, не нужно выдумывать. Будьте честны со своим ребенком.  Если возник вопрос, ответ на который Вы не знаете, честно скажите ему об этом. В этом случае есть замечательная возможность вовлечь ребенка в то, чтобы он вместе с Вами нашел ответ на этот вопрос.
  8. Держите под рукой лист бумаги и ручку и позвольте ребенку записать любые возникшие в ходе беседы вопросы.
  9. Говорите с ребенком не про него, а с ним. Мы рекомендуем вам быть очень терпеливыми, разговаривая с ребенком о наркотиках, и просто следить за тем, чтобы он получал правдивые ответы на свои вопросы.
свернуть

Интернет: как уберечь ребенка от опасности

Ваш ребенок долго не выходит из своей комнаты и ведет себя тише обычного? Он уже давно сделал домашнее задание и битый час сидит в телефоне! Что произошло? Может, ваш ребенок увидел то, чего не следовало? Или его обидели? Вы не знаете наверняка, что случилось, но догадываетесь, что это как-то связано со смартфоном и Интернетом. Как разобраться в этой непростой ситуации?

В Интернете много полезной и интересной информации, и при правильном обращении Всемирная паутина может послужить на благо ребенка. Вот только, согласно недавнему исследованию «Лаборатории Касперского», у родителей нет четкого понимания того, как обеспечить безопасность детей онлайн. При этом 84% обеспокоены угрозами, с которыми их ребенок может столкнуться в Сети.

По статистике, более 90% детей в возрасте от 7 до 12 лет по всему миру пользуются смартфонами и планшетами с доступом в Интернет. И хотя родители волнуются из-за многочисленных онлайн-угроз, они считают неправильным лишать детей возможности выходить в Сеть. Как защитить ребенка в Интернете, не ограничивая доступ к образовательным ресурсам и не препятствуя общению с друзьями? В эпоху бурного роста технологий немудрено растеряться в поисках ответа на этот вопрос.

Эмма Кенни, эксперт в области детской психологии пишет: «Я мать двух подростков, и по мере их взросления я все сильнее осознаю свою ответственность за их безопасность онлайн. Интернет-технологии непрерывно развиваются, поэтому крайне важно вовремя узнавать о рисках, на которые вы идете, выпуская детей в Сеть. Как практикующий психолог я отлично представляю, насколько серьезно может пострадать ребенок, если оставить его один на один с виртуальным миром, без надзора и помощи. По результатам опросов, в 60% семей дети сами сталкивались с онлайн-угрозами или становились свидетелями таких инцидентов. В большинстве случаев речь идет о материалах  содержащих сцены насилия, а также об интернет-зависимости. Кроме того, 13% стали жертвами буллинга, а 14% пострадали от кражи персональных и других данных. Все чаще становится известно о случаях, когда подростки запросто делятся личной информацией в Сети, а потом их новый «друг» оказывается волком в овечьей шкуре».

Но это далеко не все неприятности, с которыми ребенок может столкнуться онлайн. Проблемой может оказаться назойливая реклама. Известно бессчетное множество историй, когда дети без ведома родителей тратили целое состояние на покупки в мобильных приложениях. Эти инциденты говорят об одном: родители плохо осведомлены о рисках высоких технологий для детей.

Большинство родителей не испытывают страха перед виртуальным миром, ведь в первую очередь это источник полезной информации, позволяющий расширить кругозор ребенка. В то же время родители отвечают за безопасность детей в Сети и обязаны постоянно расширять свои знания в этой области. Взрослые не всегда осознают эту ответственность, именно поэтому так важно обращаться за ответами к проверенным источникам.

Исследование показало, что молодое поколение бесконтрольно проводит в Интернете многие часы. Тогда как беседам об онлайн-безопасности родители в среднем уделяют лишь 46 минут – и это за все годы детства ребенка! Возьмем, к примеру, другие направления детского развития. Чем бы ребенок ни занимался – ходит ли он в спортивную секцию, учится читать или работает над арт-проектом – он всегда находится под присмотром опытного наставника, который следит, чтобы подопечный в полной мере осознавал свои действия. Более того, этот контроль сохраняется на протяжении всего обучения.

Точно такой же подход необходим, когда речь идет о виртуальном мире. Родители должны постоянно следить за тем, что ребенок делает в Интернете. Как? Да хотя бы просто спрашивая его, чем он занимался в Сети, и вместе обсуждая полученный им опыт, не только положительный, но и отрицательный. Не менее важно знать, с какими угрозами можно столкнуться в Интернете, – тогда вы сможете предупредить и защитить ребенка.

Родительский контроль

Нужно научить детей относиться к виртуальному миру так же серьезно, как к реальному. Даже в стенах собственного дома они подвержены многочисленным онлайн-угрозам. Уберечь их может только эффективная система кибербезопасности: та, что предусматривает фильтрацию контента, контролирует использование приложений и предупреждает о потенциальных угрозах.

Никто не хочет, чтобы его ребенок стал жертвой фишинга, доксинга (этим термином обозначают публикацию личной информации без согласия человека) или иного злого умысла. Поэтому необходимо приложить максимум усилий, чтобы защитить детей от угроз в Интернете. Поможет вам в этом надежное защитное ПО для родительского контроля, например, Kaspersky Safe Kids позволяет:

Узнавать, какими программами пользуется ребенок.

Выставлять временные ограничения на использование определенных приложений.

Гибко настраивать контроль за онлайн-активностью ребенка. Вы можете просто заблокировать весь опасный контент или позволить ребенку запрашивать ваше разрешение на посещение взрослых сайтов. А можете разрешить ему просматривать любые веб-ресурсы, но получать уведомления, если они небезопасны. В таком случае программа будет предупреждать вас всякий раз, когда ребенок открывал взрослые страницы.

Узнавать о публикациях ребенка в Facebook и «ВКонтакте», а также о новых друзьях во второй соцсети. Если ребенок добавит в друзья во «ВКонтакте» подозрительного взрослого, Safe Kids предупредит вас.

Устанавливать безопасный периметр для перемещений ребенка и получать уведомления, когда он этот периметр покинул. Также вы можете проверять, где ребенок находится сейчас.

Получать уведомления, когда у ребенка садится телефон.

Также в продукт встроены советы психолога о том, как беседовать с детьми по поводу интернет-угроз. Это очень разумно, ведь профессионалы в области кибербезопасности далеко не всегда столь же сильны в вопросах воспитания.

Однако, несмотря на все возможности технологий родительского контроля, одних лишь программных средств недостаточно. Если поведение ребенка изменилось после того, как он выходил в Сеть без присмотра, даже самые передовые технологии не заменят доверительного разговора. Поэтому не стоит пренебрегать регулярными беседами с детьми о правилах поведения в Интернете и об онлайн-угрозах.

 

Если вы заметили, что, побывав в Сети, ваш ребенок ведет себя непривычно тихо (или же наоборот чересчур возбужден и раздражителен), вероятно, с ним произошло что-то нехорошее – и это стоит обсудить. Роль беседы с глазу на глаз трудно переоценить. С одной стороны, она позволяет выявить проблему прежде, чем та выйдет из-под контроля. А с другой, дает ребенку понять, как он важен для вас.

Знание – сила, и родительский долг – обеспечивать безопасность ребенка в виртуальном и реальном мире и рассказывать ему об угрозах. Относитесь к вопросам кибербезопасности всерьез. Тогда вы послужите примером для своих детей, и они будут без страха и с удовольствием пользоваться Интернетом. А когда подрастут, у них уже будет сформировано представление о сетевом этикете.

Рекомендации по защите детей в Интернете

Все мы желаем своим детям счастливого и безопасного будущего, которого они, безусловно, заслуживают. Поэтому начинайте действовать прямо сейчас!

Пользуйтесь Интернетом сообща. Зная, какие ресурсы посещает ваш ребенок, вы сможете защитить его, а ваши разговоры об этом принесут больше пользы. Совместное времяпровождение в Сети (например, игры) позволит вам учиться друг у друга.

Не разрешайте детям пользоваться Всемирной паутиной в уединении. Держите устройства с доступом в Интернет в общих комнатах: ребенок будет лучше контролировать свои действия, поскольку будет понимать, что вы рядом.

Если вы не можете лично следить за активностью ребенка в Сети, используйте технологии родительского контроля.

Ограничивайте время пользования Интернетом. Детям нужны рамки. Договоритесь, сколько времени им разрешено проводить онлайн, и придерживайтесь этого лимита. Чтобы ребенок развивался гармонично, его занятия должны быть разнообразными. Об этом знают и разработчики, поэтому большинство операционных систем позволяют настраивать таймер для выхода в Сеть, а приложения родительского контроля – создавать такой таймер для каждой программы отдельно.

Объясните детям, что в любой соцсети есть возможность пожаловаться модераторам на нежелательный контент. Научите их пользоваться этой опцией, а также удалять оскорбительные комментарии и записи на их стене и тут же сообщать вам о любых неприятных инцидентах в Интернете. Так они лучше усвоят правила поведения в Сети и получат ощущение контроля над ситуацией.

Объясните детям, что в Интернете обращаться с информацией следует аккуратно, как и в реальной жизни. Рассказывать всем подряд, где они живут и в какой школе учатся, не стоит ни на улице, ни на стене «ВКонтакте».

Регулярно обсуждайте с детьми их онлайн-опыт. Уделяйте разговорам с ребенком, скажем, десять минут перед сном. Обсуждайте, как прошел его день и что хорошего или плохого произошло в Сети. Интересуйтесь тем, что их волнует, и искренне принимайте их сомнения и тревоги. Старайтесь выстроить ваши отношения так, чтобы дети знали: они могут в любой момент поделиться с вами переживаниями.

Не осуждайте! Иногда дети все-таки умудряются попасть в неприятности. В таких случаях ваша реакция имеет очень большое значение. Не сердитесь, а помогите ребенку понять, как ему поступать в дальнейшем, и убедитесь, что урок усвоен верно.

Повторите с детьми начистоту: информация, которую они отправляют в Сеть, может остаться там навсегда. Расскажите, что может произойти, если опубликованную фотографию увидит учитель или бабушка, и какое значение она будет иметь, когда ребенок вырастет и займет престижную должность. Дети должны понимать, какие последствия имеют те или иные действия в Интернете.

Повышайте уровень собственных знаний. Имея подробное представление о виртуальном мире, вы сможете более уверенно беседовать о нем с детьми. Не ленитесь: зарегистрируйтесь во всех соцсетях, которыми пользуется ваш ребенок, добавьте его в друзья, просматривайте его посты, список друзей и сообщества, в которых он состоит. Читайте статьи о безопасности в Сети, играйте с ребенком в игры, которые он любит (да-да, вот эти стрелялки). Будьте частью того мира, где ребенок проводит время, – тогда он будет охотнее делиться с вами подробностями своей онлайн-жизни и прислушиваться к вашим советам.

свернуть

Алкоголизм родителей и детские страхи

Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Здесь мы рассмотрим не менее важный фактор начала употребления подростка алкоголя – нарушение взаимоотношений в семье, а именно:

  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • постоянные конфликты между родителями;
  • жестокое обращение с подростком;
  • семейный крах (развод, потеря одного или обоих родителей и т.д.);

Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим родителем, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что тяжело складывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Постоянный пример алкоголика отца или матери, находящегося перед глазами ребёнка, – грубого, несдержанного, часто неработающего, – пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких родителей, скрывают от сверстников, что мать или отец пьёт и дебоширит в доме, для них это настоящее горе, и каждый ребёнок остро реагирует на него.

Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестаёт заботиться о доме, детях, опускается. Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.

Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворённость, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки – вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины. Из наблюдений учёных-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.

Постоянный страх перед пьяным отцом, скандалами, драками в доме, страх за мать, детей в таких семьях делает робкими, неуверенными в себе. Часто дети в семьях алкоголиков вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжёлые травмы.

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.

Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьёзных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма. Риска заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Дети из таких семей затрудняются в принятии любых решений, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй".

Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей.

Третье правило – "не чувствуй!" – естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что всё благополучно.

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребёнка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе с взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит в доме. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения. Учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности. Остановимся на десяти их описании более подробно.

  1. Этот ужасный секрет семьи.В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано с пьянством, хотя это сделать трудно. Сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытым по отношению к своим проблемам и чувствам.
  2. Жизнь в укрытии.По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям, и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность.

Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, поэтому в семьях такого рода не практикуются эмоциональные тёплые объятия, нет взаимной поддержки и любви. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества. Ребёнок, вынужденный жить в таком окружении, не находит этому объяснения и не чувствует себя защищённым в родительском доме.

Ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надёжности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребёнок чувствует своё бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.

  1. Борьба, конфликты, ссоры.В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребёнка психотравмирующее воздействие. Постоянно наблюдаемые ссоры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков).
  2. Страхи, тревожные предчувствия.Поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Всё это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.

Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители на должны выгонять ребёнка из дома. Ребёнок живёт в постоянном страхе, что отец или мать возвратится домой пьяным и ситуация возобновится, поэтому ребёнок и убегает. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а всё больше усиливается, вынуждая ребёнка жить под гнётом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.

  1. Разочарования.В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.
  2. Слишком быстрое взросление.Дети в алкогольной семье быстро взрослеют. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материально-бытовых проблем, они вынуждены заботиться о пьющих родителях и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с таким ребенком невыносимой. Взросление детей из алкогольных семей бывает вынужденным и они не умеют делиться своими переживаниями. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим – эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют своё недовольство на тех, кто рядом с ними.
  3. Оскорбления и унижения.Пьющие родители утрачивают внутренний контроль над своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в алкогольных семьях формы наказания, унижающие человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении, публичная порка.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играть роль жертвы во всех жизненных ситуациях, бывает пассивным, часто впадает в депрессию.

  1. Заброшенный ребёнок.Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет угрозу их физическому и психическому здоровью.
  2. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения.Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствуют формированию пониженной самооценки. Прежде чем ребёнок утвердится в своей самооценке, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивают его они, переживает чувство вины, стыда за семью.
  3. Жизнь в мире фантазий.Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкогольно-зависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Но довольно часто фантазии содержат мысль о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. Фантазирование детей не является чем-то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Но довольно часто фантазии вытесняют реальность, заменяют ребёнку действительность. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребёнок приучается плыть по течению.

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребёнка, но и негативно сказывается на формировании его личности.

свернуть