Школа - территория здоровья

 

 

Межведомственный информационный проект «Школа-территория здоровья» -  Государственное учреждение образования "Средняя школа №16 г.Полоцка"

Профилактический проект «Школа – территория здоровья» предусматривает реализацию систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

Основная цель проекта – сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Задачи проекта:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детской центральной клинической поликлиники №2 г. Гродно и государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Актуальность проекта.

Наиболее агрессивными факторами, которые сегодня влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии.

Школа - территория здоровья - СШ д.Чернавчицы

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Школа – территория здоровья»

 

  1. Общие положения

         Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

  1. Разработчики и координаторы проекта

ГУО «Коптёвская средняя школа»– директор Л.Н.Санюкович

  1. Обоснование и актуальность реализации проекта

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала, рождение нездорового потомства и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, гипокинезия, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.

Так, в процессе наблюдения за здоровьем обучающихся с 1-го класса к началу их обучения в средних классах отмечается снижение числа абсолютно здоровых детей в 1,5 раза, увеличение числа детей с пониженной остротой зрения почти в 2 раза. Также, в соответствии с проведенным анализом заболеваемости, отмечается, что у детей 5-9 лет по достижению ими возраста 10-13 лет увеличивается число случаев болезней эндокринной системы почти в 2 раза, системы кровообращения – в 2 раза, число детей с миопией увеличивается в 3 раза.

С поступлением ребенка в школу его общая двигательная активность падает во много раз, уроки физического воспитания лишь в малой степени компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровьяобучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех. Однако большее внимание будет уделяться именно обучающимся начальных классов. Для данной категории наиболее целесообразно построение системы, настроенной на первичную профилактику заболеваний.

Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

 

  1. Цели и задачи проекта

Основной целью проекта является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Проект предусматривает решение следующих основных задач:

  • объединение усилий учреждений здравоохранения Детская поликлиника г. Гродно №2 и государственного учреждения образования «Коптёвская средняя школа» в формировании у обучающихся приоритета ценности здорового образа жизни;
  • совершенствование здоровьесберегающих условий в школе;
  • интеграция программы профилактики и оздоровления в образовательный процесс;
  • развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;
  • развитие системы мониторинга здоровья обучающихся;
  • профилактика школьно обусловленных заболеваний;
  • повышение компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
  • минимизация/исключение действия факторов, негативно влияющих на здоровье (табакокурение, употребление психоактивных веществ, игромания);
  • формирование у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
  1. Участники проекта

ГУО «Коптёвская средняя школа» (руководство, учителя - предметники, классные руководители, обучающиеся, родители);

ГУ «Детская городская поликлиника г. Гродно №2»;

УЗ «Коптёвская амбулатория»;

 

  1. Сроки реализации проекта, структура

Сроки реализации проекта: 2021-2025 гг.

Профилактический проект включает в себя: описательную часть проекта и перспективный план мероприятий.

  1. Ожидаемые результаты от реализации проекта, индикаторные показатели

В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • снижение количества детей с избыточной массой тела;
  • отсутствие динамики распространенности школьно обусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
  • индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья обучающихся мониторинговых классов
  1. Оценка эффективности проекта

Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.
  1. Финансовое обеспечение проекта

Финансирование мероприятий будет осуществляться из собственных средств исполнителей.

Отдельные мероприятия проекта при необходимости могут корректироваться с учетом выделенных средств.

  1. План мероприятий на 2024-2025гг.

1.     Организационные мероприятия

1.1.

Издание приказа о реализации проекта

до 31.12.2023

директор школы

Санюкович Л.Н.

1.2.

Размещение на интернет-сайте школы информации о проекте и мероприятиях в его рамках

ежемесячно

Имперович К.В.

1.3.

Ознакомление всех работников школы, учащихся, родителей с проектом посредством проведения родительских собраний, классных часов

Декабрь 2023г.

педагог социальный Имперович К.В.

классные  руководители

1.4.

Проведение соцопроса обучающихся и их родителей по внесению предложений в проект по вопросам улучшения здоровьесберегающей среды в школе

на протяжении реализации проекта

педагог-психолог Закревская М.С., директор школы Санюкович Л.Н.

1.5.

Проведение и анализ анкетирования:

1 раз в год

 

1.5.1.

- по определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни «Мое отношение к ЗОЖ» для 1-4 кл. и 5-9 кл.

Сентябрь

2024

 

 

Классные руководители, педагог-психолог Закревская М.С.

1.5.2.

- по определению доли учащихся, ведущих здоровый образ жизни, выявлению факторов риска, влияющих на состояние здоровья по предложенной методике «Методика оценки эффективности реализации межведомственного информационного «Школа - территория здоровья»

Апрель 2024г.

 

Классные руководители, педагог социальный Имперович К.В.

2.     Мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающих условий в школе, организации гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся

2.1.         Материально-техническое и кадровое обеспечение школы с целью решения здоровьесберегающих задач

2.1.1.

Укрепление материально-технической базы

 

в течении 2024-2025гг.

директор школы

Санюкович Л.Н.

2.2.         Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья школьников

2.2.1.

Проведение ежегодных медосмотров учащихся, выявление  отклонений, осмотр узкими специалистами по медицинским показаниям, анализ состояния здоровья

согласно графику

Коптёвская амбулатория

Детская поликлиника г. Гродно №2

2.2.2

Соблюдение гигиенических норм и требования к организации учебного процесса

постоянно

коллектив учреждения

2.2.3

Продолжение использования методик по профилактике нарушений зрения и нарушений осанки

в течении 2024-2025гг.

педагоги, родители

2.2.4

Организация и проведение занятий по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, неинфекционных заболеваний для учащихся, родителей, педагогов

в течении 2024-2025гг.

директор школы

Санюкович Л.Н.

Коптёвская амбулатория

Детская поликлиника г. Гродно №2

2.2.5

Обеспечение контроля со стороны классных руководителей по недопущению использования мобильных телефонов (смартфонов), планшетов для выхода в интернет и игры учащимися на переменах

 

ежемесячно

классные руководители

2.2.6.

Проведение Дней здоровья

согласно графику ЕДЗ

6-й день недели

учителя физической культуры и здоровья Павленко С.Ю., Янкович Д.А.

2.2.7.

Проведение выставки рисунков по тематикам продвижения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек и т.п.

в течении 2024-2025гг.

классные руководители

2.2.8.

Организация внеурочной занятости по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике неинфекционных заболеваний (в т.ч. школьнозначимых болезней)

в течении 2024-2025гг.

классные руководители

 

2.3.         Мероприятия по увеличению двигательного компонента в течение урока и оптимизации физической активности учащихся

 

2.3.1.

Постоянное проведение физкультминуток

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

2.3.2.

Проведение динамических перемен, в т.ч. в специально выделенных участках рекреаций здания школы, а также на свежем воздухе (физкультурно-спортивная зона)

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

2.3.3.

Организация круглогодичной школьной спартакиады

в течении 2024-2025гг.

учителя физической культуры Павленко С.Ю., Янкович Д.А., классные руководители

2.3.4.

Участие в ежегодных спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в Гродненском районе

в течении 2024-2025гг.

учителя физической культуры  Павленко С.Ю., Янкович Д.А.

2.4.         Анализ школьной тревожности. Мероприятия по оказанию психологической помощи детям с повышенным уровнем школьной тревожности

 

2.4.1.

Проведение теста на выявление уровня школьной тревожности

 

сентябрь, март

педагог-психолог Закревская М.С.

2.4.2.

Тренинговые занятия на снятие эмоционального напряжения

в течении 2024-2025гг.

педагог-психолог Закревская М.С.

 

2.5.         Мероприятия по улучшению питания учащихся

 

2.5.1

Анкетирование учащихся и законных представителей по вопросам организации питания. Анализ результатов, выявление «групп риска», получение рекомендаций по соблюдению принципов рационального питания

Март, сентябрь 2024,2025г.

педагог-психолог Закревская М.С., классные руководители

2.5.2.

Работа Совета по питанию по контролю за качеством   организации  питания, выполнению натуральных норм

 

1 раз в квартал

совет по питанию

3.     Дополнительные мероприятия. Анализ динамики состояния здоровья учащихся в процессе обучения

3.1.

Продвижение альтернативной формы обучения «Уроки на природе» (проведение учебных занятий по выбранным предметам на открытом воздухе)

весенне-осенний период года

классные руководители, учителя-предметники

3.2.

Увеличение количества уроков, включающих чередование различных видов образовательной деятельности (проведение в течение учебного занятия викторин, круглых столов, образовательных конкурсов, соревнований), с целью снижения нагрузки на орган зрения, увеличения двигательного компонента занятия

в течении 2024-2025гг.

классные руководители, учителя-предметники

3.3.

Организация и проведение углубленного мониторинга состояния здоровья учащихся: проведение анализа заболеваемости, определение группы здоровья; выделение «групп риска» по «школьнозначимым» болезням (дети с избыточной массой тела, с нарушениями остроты зрения, осанки, плоскостопием)

 Май, сентябрь

директор школы

Санюкович Л.Н.

Коптёвская амбулатория

Детская поликлиника г. Гродно №2

 

4.     Оценка эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий

4.1.

Анкетирование учащихся, законных представителей учеников с целью определению уровня знаний по вопросам здорового образа жизни с анализом полученных результатов

Сентябрь - октябрь 2024,2025г.

Классные руководители, педагог социальный Имперович К.В.

4.2.

Проведение оценки эффективности мероприятий проекта. Определение стратегии дальнейших действий.

май 2023

Директор школы

Санюкович Л.Н., педагог социальный Имперович К.В.

                     

 

 Показатели эффективности реализации проекта:

  • результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям проекта);
  • не менее 50 % школьников включены в деятельность спортивных секций;
  • 100 % выполнения требований СанПиНа;
  • более 80% учащихся обладают знаниями, умениями и навыками ЗОЖ;
  • положительная динамика здоровья учащихся;
  • уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;
  • степень удовлетворенности школой детей, родителей и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья;
  • последовательная и непрерывная система обучения здоровью на различных этапах обучения, реализация оздоровительных программ обучения;
  • наличие здоровьесберегающей предметно-пространственной среды:

- отсутствие перегрузок, валеологическое расписание;

- выполнение санитарно-гигиенических нормативов;

- использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- отсутствие воздействий неблагоприятных для здоровья детей факторов (экологически чистая вода, воздушно – тепловой режим и т.д.).

  • повышение уровня компетентности педагогического коллектива по использованию здоровьесберегающих технологий;
  • уровень мотивации учащихся к занятию физической культурой и участию в спортивных мероприятиях;
  • наличие рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

Формы предоставления результатов:

  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото- и видеоотчеты о проведенных мероприятиях
  • Специальная страница на сайте школы

 

Школа – территория здоровья" -

ОТЧЕТ

о выполненных мероприятиях в рамках реализации профилактического проекта

"Школа - территория здоровья" за 2023 год

 

 С  целью  реализации был проведён комплекс мероприятий.

1.2. Составлен план мероприятий совместно с Коптёвской амбулаторией по результатам проведённых профилактических осмотров,  направленный на профилактику школьно зависимых  патологий.

  1. Контроль за эффективностью проведения подвижных перемен осуществлялся на протяжении учебного года , вопрос рассматривался на совещании у директора Существенных проблем в организации  и проведении подвижных перемен  не было.
  2. Все учебные кабинеты обеспечены конторками (11 кабинетов , 11 конторок)
  3. Во 2-м полугодии 2022/2023 уч.г. были рассмотрены вопросы  по здоровьесбережению учащихся на родительских собраниях, на педагогическом совете (31.08.2023 г.) .
  1. Одущним ребёнком за учебный год пропено по болезни 2,5 дней
  2. Налажено тесное взаимодействие с работниками Коптёвской амбулатории по вопросам здоровьесбережения  детей. Доктором - педиатром были проведены следующие лекции: «ВИЧ/СПИД  в вопросах и ответах»  (декабрь ,  5-9 кл.);  «Алкоголь и его социальные последствия» (январь , 5-9 кл.). «Профилактика  геогельминтозов»  (март  1-9 кл.) 

Был  продемонстрирован видеофильм  «Здоровый образ жизни» с целью  профилактики  табакокурения  (февраль 1-9 кл.); 

  1. С целью реализации здоровьесберегающих технологий в школе  была проделана следующая работа  :

-  организована работа «Службы здоровья»  ученического  самоуправления ;

- проведены  мероприятия здоровьесберегающей  направленности, запланированные в 2023г.

- проведено обновление информации на школьных стендах "Здоровое питание", «Уголок здоровья».

 

       

 

     

 

   

 

   

 

    

 

              

 

7 лучших упражнений для поддержания, восстановления и улучшения зрения

Упражнение 1. ШТОРКИ

Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

Упражнение 2. СМОТРИМ В ОКНО

Делаем точку из пластилина и лепим на стекло. Выбираем за окном далекий объект, несколько секунд смотрим вдаль, потом переводим взгляд на точку. Позже можно усложнить нагрузки – фокусироваться на четырех разноудаленных объектах.

Упражнение 3. БОЛЬШИЕ ГЛАЗА

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 8-10 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

Упражнение 4. МАССАЖ

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Упражнение 5. ГИДРОМАССАЖ

Дважды в день, утром и вечером, ополаскиваем глаза. Утром – сначала ощутимо горячей водой (не обжигаясь!), затем холодной. Перед сном все в обратном порядке: промываем холодной, потом горячей водой.

Упражнение 6. РИСУЕМ КАРТИНКУ

Первая помощь для глаз – закройте их на несколько минут и представьте что-то приятное. А если потереть ладони рук и прикрыть глаза теплыми ладонями, скрестив пальцы на середине лба, то эффект будет заметнее.

Упражнение 7. «СТРЕЛЯЕМ ГЛАЗАМИ» (как на иллюстрации)

  • Смотрим вверх-вниз с максимальной амплитудой.
  • Чертим круг по часовой стрелке и обратно.
  • Рисуем глазами диагонали.
  • Рисуем взглядом квадрат.
  • Взгляд идет по дуге – выпуклой и вогнутой.
  • Обводим взглядом ромб.
  • Рисуем глазами бантики.
  • Рисуем букву S – сначала в горизонтальном положении, потом в вертикальном.
  • Чертим глазами вертикальные дуги, сначала по часовой стрелке, потом – против.
  • Переводим взгляд из одного угла в другой по диагоналям квадрата.
  • Сводим зрачки к переносице изо всех сил, приблизив палец к носу.
  • Часто-часто моргаем веками – как бабочка машет крылышками.

При работе за компьютером нужно помнить следующее:

  1. после каждого упражнения следует минуту посидеть с закрытыми глазами;
  2. зарядка для глаз при работе на компьютере проводится 2 раза в день в одно и то же время;
  3. следите за движениями – амплитуда должна быть максимальной;
  4. при постоянной работе за компьютером делайте небольшой минутный перерыв через каждые 40 минут, в крайнем случае, через час.

Какой возраст считается самым опасным в формировании осанки?

В возрасте 6-12 лет у ребенка активно развиваются кости. Он начинает стремительно расти. Вспомните, как часто приходится покупать новые джинсы, так как старые уже коротковаты? И это вполне нормально.

Другой вопрос, что мышцы не успевают за такими изменениями. От чего становятся слабыми, дряблыми и теряют тонус. В этот период особенно важно следить за правильным положением спины.

От чего зависит осанка?

Прежде всего, она зависит от положения позвоночника, который удерживается мышечно-связочным аппаратом.

Какая осанка считается правильной?

Все довольно просто. Следите за тем, чтобы:

  • Положение туловища и головы было вертикальным
  • Подбородок выставлен вперед
  • Плечи слегка отведены назад
  • Лопатки плотно прилегали
  • Живот подтянут

Для более наглядного примера, рассмотрим правильную и неправильную осанку человека.

Самая распространенная ошибка, которую допускают родители

Современный школьник в выборе между гуляньем во дворе и компьютерной игрой чаще всего отдает предпочтение последнему. И что получается в итоге? В школе малыш сидит за партой, дома – за столом или на диване. И если в школе учителя могут как-то проконтролировать и заставить его правильно сесть, то по приходу домой он тут же об этом забывает. Мгновенно возникают неестественные позы. Шея искривляется, ноги скрещиваются, одно плечо располагается выше другого. Спина так долго не протянет. Вот-вот вылезет сколиоз.

Не допускайте такой ошибки! Попытайтесь объяснить ребенку, что так делать нельзя. Расскажите ему о грозящих последствиях. И приучите его дома сидеть так же, как и в школе.

Как нужно сидеть за письменным столом?

Чтобы увидеть разницу между правильным и неправильным положением ребенка за партой/письменным столом, рассмотрим более детально иллюстрацию ниже.

Исходя из увиденного, а также дополнив это другими советами, у нас получилось выделить 9 главных правил, которые позволяют организовать рабочее место таким, каким оно должен быть в идеале.

9 правил рабочего места школьника, при котором его осанка будет ровной

  1. Первое, с чего нужно начать – внимательно посмотрите на мебель. Соответствует ли она росту и возрасту ребенка?
  2. Следующее – расстояние от поверхности стола до глаз составляет 30-35 см. Не более, иначе ребенок попросту начнет пригибаться и горбиться.
  3. Расстояние между грудью и столом – примерно в вытянутую ладонь.
  4. В сидячем положении угол между бедром и голенью – 90 градусов. При этом обращайте внимание на стопы, они должны ровно стоять на полу.
  5. Локоть опущенной руки в положении сидя должен быть на 5-6 см ниже столешницы.
  6. Лампу лучше разместить слева, а тетрадь под небольшим углом.
  7. Обратите внимание и на расположение монитора компьютера. Расположите его по центру на уровне глаз.
  8. Клавиатуру и мышку лучше поместить на стабильной, а не выдвижной поверхности. Так у ребенка останется место, чтобы нормально положить локоть.
  9. И последний, но немаловажный момент – не используйте офисные вертящиеся кресла. В большинстве случаев, малыш будет на нем просто крутиться. К тому же они, как правило, намного больше по размеру, чем нужно школьнику.

Мы за здоровый образ жизни!

Что такое формирование здорового образа жизни у школьников

Что мы понимаем под здоровым образом жизни? Как правило, в данном случае речь идет о правильном питании, занятиях физическими упражнениями, закаливании, соблюдении режима дня, соблюдении норм гигиены и отказ от вредных привычек.

1. Правильное питание школьников

Начнем с питания, так как рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

2. Физическое развитие и занятия спортом

Правильное формирование здорового образа жизни у школьников невозможно без воспитания у детей понимания необходимости для здоровья занятий спортом. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

3. Закаливание и гигиенические процедуры

Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание, которые дает организму возможность сопротивляться всевозможным простудам и вирусам, которые не только ослабляют организм, но и нарушают принятый распорядок дня. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

То же касается и соблюдения правил личной гигиены, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.

Каким должен быть правильный режим дня у школьников

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты:

— учебные занятия в школе;    

— выполнение домашних заданий;

— сон;

— питание;

— занятия физическими упражнениями;

— отдых;

— занятия в свободное время.

Профилактика гриппа и  острых респираторных инфекций

Острые респираторные инфекции (далее ОРИ) и грипп продолжают оставаться самыми массовыми инфекционными заболеваниями. Это единственная инфекция, которая вызывает ежегодные эпидемии и периодические пандемии.

         Сезонная эпидемия уже много лет подряд начинается в конце января. Паниковать не нужно, а вот меры профилактики соблюдать как раз  обязательно.

         Различают несколько типов вируса, вызывающих грипп и более 200 вирусов, являющие причиной ОРИ. В связи с этим человек может в разные периоды переболеть несколько раз разными формами заболеваний.

         Заразиться ОРИ и гриппом легко — при контакте с больным человеком. Ввиду высокой заразительности вирусы с мельчайшими капельками слюны при кашле, чиханьи и даже разговоре распространяются очень быстро, вызывая массовые заболевания среди людей.

         Заболеть ОРИ и гриппом могут люди даже с самым крепким иммунитетом. Это связано, во-первых, с мутацией вируса, то есть каждый год организм оказывается «лицом к лицу» с новыми вариантами вирусов. Вторая причина заключается в исключительно высокой скорости размножения вирусов и распространения инфекции среди людей.

Как защитить себя и окружающих?

         Своевременно делайте прививку против гриппа, это наиболее эффективный метод профилактики. В пользе массовой вакцинации от гриппа сомневаться не приходится, тем более что альтернативы ей пока нет. В коллективе, где привито 70% людей, нарушается цепочка передачи вируса гриппа от больного человека к здоровому, а, следовательно, и эпидемия невозможна  в принципе.

         Принимайте витамины (С, А и группы В, содержащиеся в комплексах витаминов «Гексавит», «Ревит», «Декамевит», «Ундевит», сиропе из плодов шиповника и других препаратах), а также адаптогены растительного происхождения (настойка аралии, экстракт элеутерококка, настойка и экстракт женьшеня). В последние годы популярны антиоксидантные комплексы, содержащие суточную физиологическую норму витаминов.

         Каждый день в рационе питания должны быть овощи, фрукты. Особенно полезны морковь и тыква (т.е. оранжевые овощи), лук, чеснок (содержат фитонциды). Очень эффективен в борьбе с гриппом свежезаваренный зеленый чай, напитки из клюквы и черной смородины.

         Хорошим профилактическим средством являются обыкновенные яблоки. Содержащиеся в них микроэлементы и витамины блокируют размножение вирусов гриппа, Замечено, что у людей, ежедневно съедающих 2-3 яблока, вероятность заболевания гриппом снижается в 3 раза.

         Витамин С способствует повышению сопротивляемости организма. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а также в цитрусовых и киви.

         Принимайте противовирусные препараты: антигриппин, амантадин, ремантадин, арбидол.

         Достаточно хорошим профилактическим эффектом обладает оксолиновая мазь, она не имеет противопоказаний, применяется как у взрослых, так и у детей: один-два раза в день смазывают слизистую носа в течение 20-25 дней.

         Старайтесь не трогать глаза, нос и рот не мытыми руками. При чихании и кашле прикрывайте нос и рои носовым платком.

         Избегайте мест большого скопления людей.

         Проветривайте каждые 2 часа помещения и делайте ежедневную влажную уборку. Обязательно совершайте прогулки на свежем воздухе. Энергичное проветривание в течение 10-15 минут на 85-90% уменьшает концентрацию патогенных вирусов.

         Старайтесь по возможности избегать волнений и стрессовых ситуаций. Наукой доказано, что если человек подавлен, расстроен, пребывает в депрессии, то его организм уязвим для всех болезней, в том числе  для коварных вирусов гриппа.

         И если все же избежать гриппа (или другого ОРИ) не удалось, то не стоит заниматься самолечением. Необходимо обращаться к специалистам, все лекарственные препараты применять ТОЛЬКО по назначению врача, и ни в коем случае, не “переносить инфекцию на ногах”! Это опасно не только для заболевшего, но и является мощным источником распространения вируса среди населения. 

1 марта - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

   Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила этот день Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании.

        Сегодня наркомания поразила все страны мира, число употребляющих наркотики превышает 200 млн. человек. В Республике Беларусь ситуация с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков продолжает оставаться напряженной, но контролируемой благодаря тесному взаимодействию здравоохранения, правоохранительных органов и гражданского общества. В Республике Беларусь на 1 января 2016 года под наблюдением врачей психиатров-наркологов находится около 14,5 тысяч наркозависимых человек (на 5,7% меньше, чем в 2014 году).

      Чрезвычайно настораживающим является факт того, что современные наркотические средства способны сформировать наркотическую зависимость буквально за несколько приемов. Последствия этого заболевания чрезвычайно опасны, так как происходят грубые нарушения функций внутренних органов, нервной системы и деградация личности. Наркоманы подвержены риску заражения и способствуют распространению ВИЧ–инфекции, вирусного гепатита, венерических болезней и других опасных инфекционных заболеваний. Также последние годы было зарегистрировано увеличение числа смертности граждан от передозировок наркотическими средствами
(в 2014 году 53 чел., в 2013 году 83 чел.).

         Однако реализация комплексных подходов в профилактике потребления наркотических средств и противодействие незаконному обороту наркотических средств, реализуемые в настоящее время, позволили добиться снижения смертности в Республике Беларусь от передозировки наркотическими средствами в 2015 году (умерло 33 чел.).

         Среди употребляемых наркотических средств в 57,7% остается опий, каннабис в 16,1%, героин в 2,5%, психостимуляторы в 4.1% случаях и ряд других. В 2014 году каждую неделю в Беларуси появлялся новый незнакомый наркотик.

       Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только для отдельного человека. Она представляет опасность для всего общества. Большинство наркоманов не работает, поскольку они способны к трудовой деятельности только в начале заболевания и в большинстве случаев, только в состоянии наркотического опьянения.

        Помимо того, что наркомания приводит к физической, нравственной и социальной деградации личности, она толкает «потерявших себя» и потерянных людей на преступления. Наркоманию следует рассматривать как бедствие, против которого общество должно воздвигнуть непреодолимый барьер. Проблема распространения наркомании занимает не последнее место и в числе причин высокой смертности, низкой рождаемости и недопустимо низкой средней продолжительности жизни в республике.

             При передозировке нарушается работа основных органов: сердца, головного мозга, почек, легких и печени, развиваются различные осложнения. Нередко пациенты с наркоманией умирают и от сопутствующих заболеваний, таких как гепатит, СПИД, заражения крови.

    Республика Беларусь четко определила свою позицию и меры в отношении борьбы с наркопотреблением в полном соответствии с международными рекомендациями. В первую очередь законодательно регламентированное жесткое наказание за хранение и распространение наркотических веществ. Кроме того, обеспечена широкая доступность медицинской помощи лицам, употребляющим наркотики на всех этапах. Низкопороговые программы реализуются аутрич-работниками и через мобильные и стационарные пункты: аутрич-работники восполняют информационные пробелы у наркопотребителей, разъясняя возможности получения медико-психо-социальной помощи, создавая мотивацию на отказ от употребления наркотика, через стационарные и мобильные пункты происходит распространение стерильного материала, обмен игл и шприцев для лиц, имеющих недостаточную мотивацию на отказ от употребления наркотиков. Высококвалифицированная помощь оказывается мультидисциплинарными бригадами. Также развивается внестационарная помощь, призванная обеспечить переход от медицинского к социальному этапу реабилитации (восстановление утраченных профессиональных навыков, обучение новой специальности, интеграция в общество, формирование правильной модели антиаддиктивного поведения). Для наркопотребителей не имеющих достаточную мотивацию на отказ от употребления наркотиков широко применяется программа заместительной терапии метадоном, основной целью которой является предотвращение преждевременной смертности от передозировки, а также предотвращение распространения ВИЧ, гепатита С и т.д.

         Специалисты здравоохранения поддерживают позицию необходимости проведения постоянной профилактической работы со всеми группами населения – от группы потребителей наркотиков до членов их семей, однако основной акцент должен быть сделан на группах детей, подростков и молодежи как носителей неокончательно сформировавшихся морально-этических установок, подлежащих укреплению и коррекции.

         Крайне важным представляется определение цели и способов проведения профилактической работы. Мировой опыт антиаддиктивных компаний показал, что изменение культуры поведения не может носить директивный характер, поэтому мероприятия должны представлять собой форму «мягкого», вовлеченного управления с обратной связью, призванного гибко реагировать на изменения социокультурной среды. Основной целью должно являться снижение толерантности белорусского общества к употреблению психоактивных веществ за счет формирования защитных механизмов сознания против зависимого и созависимого поведения, распространения установок на здоровый образ жизни, самосозидание, творческое отношение к миру и к себе.

      В целях профилактики наркомании целесообразно проводить последовательно действия и мероприятия в школах, ПТУ, высших и средне-специальных учебных заведениях, направленных на постепенное совершенствование общей культуры личности, повышение общеморальных, эстетических, психолого-коммуникативных компетенций, воспитание защитных механизмов против зависимого поведения. Школьные программы должны стать наиболее распространенной формой антинаркотического просвещения. Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также проведение профилактики на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех, кто редко посещает школу, или ушел из нее.

           В целях раннего выявления употребляющих наркотические средства нужно последовательно внедрять тестирование школьников на употребление наркотических средств в строгом соответствии с законодательством республики.