в помощь родителям и учителям

Дыхательная  гимнастика

Польза дыхательной гимнастики

          При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно-сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу органов пищеварения.

          Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений. Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое).

         У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы позвоночника, выраженный остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении.

                      Как проводить занятия с ребенком

       Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое поверхностное дыхание.

        Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10-15 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом. Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои упражнения, аналогичные стандартным и выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая дыхательную гимнастику вместе.

         Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно нужно проветрить комнату.

          Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно, потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета будут видны после длительного курса.

                    Упражнения

Воздушный шарик

Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохе медленно надуваем шарик-животик, задерживаем дыхание, и потом шарик сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании.

Волна

Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з".

Водолаз

Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание.

Часики

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик-так».

Вырасту большой

Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»!

Паровозик

Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Потом останавливается и говорит «ту-ту-тууу».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Если ребенок устает, необходимо делать небольшие перерывы между упражнениями.

Роза и одуванчик

Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом, как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует на одуванчик» - максимально выдыхает ртом.

Курочка

Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз.

Хомячок

Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

Ворона

Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит «каррр», максимально растягивая звук «р».

Дракон

Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко вдыхает и выдыхает воздух.

Брось мячик

Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у-х-х-х».

Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.

Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания

Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков, выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке.

Также детям можно предложить такие полезные игры:

Воздушный футбол

Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» - дуть на мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом.

Рисунок на окне

Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после чего пальцем рисует на нем заданную фигурку.

Снегопад

Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.

Бабочки

Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.

Я ветер

Сделать из бумаги вертушку-пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее, чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.

 

 

 

В помощь родителям

Как гаджеты влияют на развитие и здоровье ребёнка

                           Плюсы и минусы использования гаджетов

        Степень влияния гаджетов на детей может быть разной. Всё зависит от того, когда ребёнка познакомили с гаджетами и сколько времени он проводил за ними, как много было у него других интересных занятий.

        Чем младше ребёнок, тем проще он поддаётся негативному влиянию гаджетов и тем более пагубными могут быть последствия. Вот некоторые из них:

  • нарушения зрения;
  • замедленное развитие речи;
  • повышенная возбудимость, тревожные расстройства, неврозы и депрессивные состояния;
  • проблемы с социализацией и развитием эмоционального интеллекта;
  • сложности с учёбой, снижение внимания и ухудшение памяти;
  • остеохондроз, сколиоз, нарушение кровообращения в шейном отделе и головные боли;
  • проблемы со сном.

О пользе гаджетов для детей справедливо говорить только в старшем возрасте — когда ребёнок идёт в школу и осваивает технологии, учится работать с информацией и презентовать её другим.

Учёные пришли  к выводам, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках и взрослых людях.

Как и любой современный инструмент, технологии могут быть и полезны, и опасны для детей. Родителям важно чётко разграничивать случаи, в которых гаджеты помогут ребёнку развиваться и получать знания, а в которых — приведут к тяжело устранимой зависимости.

Сколько времени ребёнок может пользоваться гаджетами

    По рекомендациям ВОЗ, малышей до 2 лет стоит полностью оградить от гаджетов, а в возрасте 2–4 лет можно проводить за экраном до 1 ч в сутки.

  • до 2 лет малыш не должен иметь никаких контактов с телефонами и планшетами;
  • в возрасте с 2 до 5 лет — возможен просмотр познавательных передач в течение 1 часа в день, но не перед сном;
  • с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

     По мнению врачей, вместо «экранного времени» малышам стоит чаще предлагать подвижные игры — для них это намного полезнее.

                         Влияние гаджетов на развитие

      Рассмотрим, как увлечение гаджетами отражается на здоровье, обучаемости, отношениях в семье и социализации.

              Задержки в развитии органов и двигательных навыков

      Из-за гаджетов ухудшается работа головного мозга. Первая и решающая стадия развития мозга заканчивается в 3 года. Если на этом этапе диапазон возможных действий человека был ограничен, то многие связи в мозгу просто не образуются и его объём остаётся на 25—30% меньшим.

       Например, в лобных частях развивается дефицит нейронных связей, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

      Зрение формируется неправильно. Бинокулярное зрение (способность одновременно чётко видеть изображение предмета обоими глазами) и острота зрения развиваются где-то до 4 лет. А тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой, полностью развивается годам к девяти.

       Глаз учится искать и выделять объекты. Вот только ему это делать нужно в 3D-пространстве, когда есть все три измерения и объекты трёхмерны, плюс они могут находится в движении. Ситуация, в которой глаз один раз сфокусировался на определённом расстоянии и больше не движется (как происходит во время телепросмотра), очевидно, развитию этих функций не способствует.

         Наблюдали ли вы когда-нибудь картину, когда ребёнку (и даже гораздо старше 3 лет) кидают мяч, а он стоит, не двигаясь и вообще не понимает, что происходит, пока мяч в него не попадёт? Одна из причин — увлечение экранами, которые плоские. Зрительные функции не развиваются должным образом, и малыш получает неверное представление о реальности, потому что реальность на экране двухмерна.

      А вот чтобы они развивались правильно, важно переключать внимание малыша с предметов, которые вблизи, на те, что далеко и наоборот. Так что вместо экранов — прогулки, где можно показать и на небо, и кошечку или машинку вдалеке, и на жука под ногами и т. д. Ну а дома можно хотя бы в окно посмотреть, а потом на то, что рядом. Это упражнение окулисты советуют для укрепления глазных мышц.       Дети, привыкшие к гаджетам, быстро устают от чтения, часто теряют строку или не могут понять смысл длинного слова. Это происходит из-за слабости глазных мышц, неспособности расширить зрачки.

        Не развивается мелкая и крупная моторика. До четырёх лет ребёнок должен успеть освоить способность стоять прямо, ходить и координировать движения рук. Сидя за экраном, он упускает время, отведённое на это природой.

Мелкую моторику невозможно развивать тыканьем пальцем в экран телефона или планшета. Движения рук должны быть разнообразными.

        Нарушаются пищевые привычки. В дальнейшем это может привести к ожирению. К сожалению, нередкая картина, когда родители, лишь бы накормить ребёнка, сажают его перед телевизором или планшетом.

        Срабатывает эффект собаки Павлова: человек, которого с детства пичкают манной кашей перед телевизором, очень быстро увязывает экран и привычку поглощать пищу вне зависимости от своего желания. И получаем ситуацию, когда ем, не потому, что голоден, а потому, что горит экран.

                         Потеря эмоциональной связи с родителями

       Чем больше времени ребёнок проводит с гаджетом, тем больше он отдаляется от родителей, уходя в виртуальный мир. Шансов выстроить доверительные отношения в семье становится меньше, потому что живое общение заменяется «экранным».

       Как следствие, живой авторитет в виде родителя подменяется цифровым, а ценности семьи человек принимает неохотно, потому что их тоже формирует digital-пространство. Это одно из самых печальных последствий негативного влияния гаджетов на детей.

       Если родителю важно быть действительно близким для своего ребёнка, нужно уделять ему достаточно внимания с самого рождения. Общаться, играть вместе, знакомить с окружающим миром. Когда вместо этого мама и папа «занимают» малыша телевизором и планшетом, лишь бы не отвлекал от «важных дел», не стоит удивляться тому, что он предпочитает экран живому общению и отталкивает попытки наладить с ним контакт.

              Задержки в развитии речи

        Дети учатся говорить и общаться посредством взаимодействия с другими людьми в реальной жизни. Они не смогут выражать свои мысли понятным для собеседника образом, если не будут пробовать делать это часто и получать честную обратную связь. Каждую минуту, которую ребёнок проводит за экраном, он мог бы потратить с пользой, разговаривая с родителями или другими детьми и совершенствуя навыки общения.

        В ходе говорения повышается целостность белого вещества головного мозга. Белое вещество — настоящая коммуникационная сеть головного мозга, и от её состояния зависят когнитивные способности человека. Если ребёнок мало говорит и много времени проводит за экраном, его умение воспринимать информацию, а также языковые навыки заметно ухудшаются. И чем больше в его жизни гаджетов, тем ярче выражена эта зависимость.

 

     Интересно, что просто звук включенного телевизора тормозит развитие речи ребёнка.         Во время эксперимента на заднем фоне при общении малышей с родителями были включены телевизионные передачи, которые предназначены для взрослых. Исследователи выяснили, что, несмотря на содержание диалогов и их продолжительность, такое «сопровождение» приводит к замедленному развитию речевых навыков у детей. Причём совершенно неважно, о чём и как долго идёт разговор между ребёнком и родителем. Так что лучше всего во время ваших игр и общения выключать телевизор.

      Сложности с чтением и восприятием информации

      Использование гаджетов приводит к ухудшению способности воспринимать печатный текст. Вырабатывается привычка воспринимать информацию в объёме, ограниченном экраном планшета или телефона. Так, в школе ученикам сложно удержать в голове предложение, состоящее более чем из 10 слов, и ещё сложнее понять его взаимосвязь с другими фрагментами текста.

     Ребёнок читает слишком бегло, не усваивает важную информацию, не может полноценно воспринять смыслы и научиться новому. Отсюда проблемы с успеваемостью.

      О таком влиянии гаджетов на детей особенно важно помнить родителям, у чьих малышей проявляются симптомы СДВГ. Для них «экранное время» должно отслеживаться и регулироваться постоянно.

Личностные проблемы

        Влияние гаджетов на психику ребёнка негативное. У малышей, школьников и иногда даже старшеклассников при частом использовании гаджетов между реальным и воображаемым миром происходит путаница. Отсюда сложности в адаптации и депрессивные расстройства, тревожность, страхи, желание уединиться, закрыться от мира и людей.

        Ребёнок становится застенчивым, отказывается от реальных занятий, а при отсутствии интернета или доступа к любимым играм начинает нервничать и даже устраивает истерики. Сильно раздражается, проявляет агрессию и гнев. И всё это проходит сразу, как только в руках появляется гаджет. Развивается зависимость, которую можно устранить только психотерапией.

Сложности с социализацией

        Ребёнку, проводящему слишком много времени за экраном, сложнее социализироваться. Пока другие знакомятся с окружающим миром и людьми, он живёт в мире, ограниченном выдуманными персонажами с ненастоящими эмоциями и мимикой. А когда наступает время познакомиться с реальностью, сталкивается с тем, что его представления о ней ошибочны, и мир человеческих отношений сложен и многогранен.

       Когда человек не может выразить себя или понять другого в реальности , ему очень сложно жить в обществе и преуспевать в деятельности. Выдуманный мир даёт трещину, а настоящий кажется непонятным и недосягаемым. Отсюда внутриличностные конфликты, разочарования, чувство, что «я чужой в этом мире», бесконечные визиты к психотерапевтам.

                         Признаки зависимости от гаджетов

Мы можем говорить о зависимости от гаджетов, если наблюдаем такие признаки:

  • Малыш использует любой предлог, чтобы получить телефон или планшет. У него сильно портится настроение или начинается истерика, когда взрослый забирает их.
  • После использования гаджета ему сложно переключиться на другой вид деятельности.
  • Ребёнок становится раздражительным, легко возбудимым, агрессивным после взаимодействия с телефоном или планшетом.
  • Без гаджета под рукой ведёт себя растерянно, грустит, не может ни на чём сконцентрировать внимание. И только с гаджетами улыбается и радуется.
  • Неохотно общается с другими, не хочет выходить из дома или заниматься какой-либо деятельностью в реальном мире.

        Если вы заметили у своего ребёнка хотя бы что-то из перечисленного, важно принять меры.

                     Что делать, если у ребёнка зависимость

       Показать ему, что вокруг множество интересных занятий помимо гаджетов. Что малышу нравилось до знакомства с гаджетами? К чему он проявлял живой интерес? На каком занятии мог сконцентрироваться надолго? Как вы можете поспособствовать тому, чтобы любимое занятие было всегда доступно? Найдя ответы на эти вопросы, родитель найдёт и способ устранить у своего ребёнка зависимость.

       Уделять своё внимание. Важно показывать, что он важен и нужен и вы хотите проводить с ним время. Родители — важные взрослые в его жизни, поэтому он будет рад отправиться с ними в путешествие или на прогулку скорее, чем с кем-нибудь ещё.

        Подавать здоровый пример: если родитель пользуется гаджетами умеренно и по делу, для малыша этого более чем достаточно, чтобы перенять правильную модель поведения.

       Если взрослый чувствует, что не может справиться сам и со временем зависимость у ребёнка не уменьшается, необходимо отвести его к психологу.

                             Профилактика зависимости

       Вот несколько советов, которые помогут не допустить развития зависимости от гаджетов у ребёнка:

  • Ограничьте время использования гаджетов в соответствии с рекомендациями врачей и возрастными потребностями ребёнка.
  • Проводите с малышом достаточно времени. И чем активнее будет ваш совместный досуг, тем лучше.
  • Демонстрируйте хороший пример — не проводите сами сутки напролёт перед экраном.
  • Наблюдайте за ребёнком и его точками интереса. Организуйте домашнее пространство так, чтобы малыш всегда мог заниматься любимыми делами, развивающими играми и творчеством.
  • Вовлекайте его в бытовые дела, научите самостоятельно ухаживать за собой и домом, выделите зоны ответственности по силам.
  • Поспособствуйте тому, чтобы малыш много двигался и предложите развивающие игрушки по возрасту и потребностям.

      Чем раньше родитель начинает всё это делать, тем менее вероятно развитие зависимости от гаджетов у детей.

 

 

 

В помощь учителю

Методика «Избавимся от двоек»

 

Цель методики «И.О.Д.»

 

     Методика «И.О.Д.» является доступным способом решения многих учебных проблем, связанных с наличием дисграфии и дислексии у детей младшего и среднего школьного возраста.

     Проявления эти могут носить различный характер, от затруднений в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма; от замедленного темпа чтения до неспособности воспринимать смысл письменного текста или соотносить звук и его графическое изображение.

     Ребёнок тратит огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учёбе в целом, формируется негативное отношение к школе, учителям, образованию. Зачастую параллельно у ребёнка складывается заниженная самооценка, формируются комплексы, появляется чувство вины и неверие в собственные силы.

     Методика «И.О.Д.» - путь, который позволяет решить подобные проблемы. Занятия по методике лишены монотонности, они не требуют чрезмерных затрат времени. Все упражнения, проделываемые ребёнком, осмысливаются им в беседах с руководителем. Каждый успех закрепляется на эмоциональном и двигательном уровне. Главным результатом занятий является не просто уменьшение числа и остроты учебных проблем, а то, что учёба начинает приносить  удовлетворение и радость, сам учебный труд становится лёгким и перестаёт быть препятствием на пути к знанию.

 

           О причинах, порождающих дисграфию и дислексию

 

     Многие серьёзные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Каждое из двух полушарий воспринимает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом, оно создаёт конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так, с его помощью мы узнаём знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по 2-3 фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи.

     Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает информацию от органов чувств, запоминает её. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием даёт возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью.

     Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, помимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Однако левое полушарие не обладает способностью запоминать и без участия правого полушария, без использования его способности к целостному восприятию, вынуждено вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я.

     Ясно, что человеческое общение, познание окружающего мира без видимых усилий, обременительных повторений требует слаженной работы обоих полушарий головного мозга.

     Отсутствие этой слаженности – основная причина трудностей в учёбе, в том числе и порождённых дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения этих трудностей, решения проблем в учёбе, и во многих видах человеческой деятельности.

     Для этого нужно своего рода перепрограммирование одностороннего взаимодействия мозг – тело на двухстороннее. Требуется преодолеть функциональный барьер, разделяющий полушария мозга. Цель методики «И.Д.О.» заключается в том, чтобы расширить пространство взаимодействия.

     Другой причиной, порождающей учебные проблемы, является сама организация образовательного процесса, выработанная человечеством на протяжении многих сотен лет и всё ещё далёкая от совершенства. Характерными чертами этого процесса являются искусственность, скачкообразность, внешняя заданность, слабость или отсутствие у учащихся внутренних стимулов.

    Достижение каждого, пусть самого маленького результата удовлетворяет насущную потребность понять, знать и тем самым служит подкреплением полученному результату. Знание, добытое «само собой», невзначай, навык, сложившийся непроизвольно, дают ощущение успеха, радости. Эти чувства становятся внутренним стимулом дальнейшего познания.

     Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счёту картина резко меняется. Ребёнка побуждают учиться внешние причины – воля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учёбы вообще и обучения конкретным предметам далеко не всегда понятны. Само обучение происходит часто скачкообразно, в темпе не отвечающем внутреннему развитию конкретного ученика. И, наконец, от ребёнка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, радость ему доставляет лишь хорошая оценка. Исчезает внутренний стимул к учёбе, формируется негативное отношение к процессу получения знаний.

     Методика «И.О.Д.» основана на использовании движения как способа преодоления учебных проблем. Двигательная реакция на тест «вытянутые руки» служит в предлагаемой методике не только способом проверки характера взаимодействия полушарий головного мозга, но и внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.

                            Основные элементы методики «И.О.Д.»

     Итак, именно движение лежит в основе методики «И.О.Д.». Движение в сочетании с умственной деятельностью делает процесс обучения внутренне мотивированным, подкрепляет его положительным стимулом.

    Первым элементом методики являются подготовительные упражнения – разминки для мозга. Они помогают снять эмоциональное напряжение, негативные проявления стресса, способствуют концентрации для выполнения других упражнений. Разминкой для мозга можно воспользоваться в любой ситуации, требующей сосредоточенности и внимания.

     Второй элемент тест «вытянутые руки», показывающий мускульную реакцию на внешний раздражитель. Сильная реакция свидетельствует о «включённости» обоих полушарий и об их «двустороннем» взаимодействии. Слабая реакция – свидетельство «выключенности» правого полушария и преобладающей «односторонности».

     Третий элемент представляет собой стержень всей методики. Он может использоваться в двух вариантах: ползанье или скрёстная ходьба (т.е. ходьба, при которой в каждом шаге рука касается поднятого колена противоположной ноги – своеобразная имитация ползания).

     И ползание, и скрестная ходьба издавна применялись в медицине для восстановления нервных функций после тяжёлых поражений мозга. Позднее было замечено, что в случаях, когда таким образом лечили детей, перенесших мозговую травму, они легче и быстрее обучались чтению. Скрестную ходьбу и ползание стали использовать для решения учебных проблем.

      Скрестная ходьба и ползание полезны и достаточны для тех, кто в младенчестве много ползал. Это упражнение позволяет им восстановить когда-то имеющийся навык совместной работы полушарий головного мозга. Но если ползание в младенчестве было недостаточным, данное упражнение само по себе не сумеет создать нужный способ взаимодействия полушарий при движении. Излишний сознательный контроль левого полушария над телом сохранится. Отсюда становится ясной необходимость четвёртого элемента -  перепрограммирования модели взаимодействия.

     Перепрограммирование с последующей интеграцией полушарий головного мозга даёт возможность корректировать взаимодействие мозг – тело и полушарий между собой. Перепрограммирование включает в себя скрестную ходьбу (ползание) и тест «вытянутые руки». Скрестная ходьба сравнивается с «кукольным шагом», а затем за счёт фиксации мускульной реакции поменяется стереотип движения во время как скрестного, так и кукольного шага. Мускульная реакция позволяет почувствовать смену стереотипа, т.е. происшедшее перепрограммирование. Обсуждение этой важной перемены в беседе между учителем и учеником ложится в основу интегрирования двух полушарий в единое целое.

     Пятый элементпересечение средней линии. Оно достигается за счёт упражнений, в основе которых лежит воспроизведение на плоскости и в пространстве фигуры восьмёрки. Способ выполнения восьмёрки всякий раз связан с конкретной задачей обучения письму, чтению, аудиовосприятию, тренировки памяти. Восьмёрка развивает и совершенствует возникший благодаря перепрограммированию, новый стереотип взаимодействия полушарий мозга. Восьмёрка улучшает координации. Движений ученика.

     Шестой элемент  методики основан на элементах рефлекторно- точечной стимуляции мозга. Это своего рода массаж «кнопочек мозга».

 

 

                          Общие пожелания к применению методики

 

     Работа с детьми по методике «И.О.Д.» требует  терпения, мудрости, спокойного внимания к возможностям ученика, к его реальному, сегодняшнему состоянию. Учитель постепенно ведёт ребёнка от элемента к элементу методики. Важно, чтобы при работе над каждым элементом у ученика возникало ощущение успеха, чтобы сама работа давала ему чувство удовлетворения. Внимательный, заинтересованный в совершенствовании своего подопечного наставник поддержит его ощущение успеха и удовольствия, постоянно поощряя ученика одобрением, мимикой, действием.

     Важнейшим действием такого рода является проверка и обнаружение мускульной реакции с помощью теста «вытянутые руки». Обсуждение результатов этой проверки ложится в основу осознания ребёнком происходящих с ним перемен и понимания результативности всей работы.

    Постепенность, поощрение, внимание к состоянию ученика и обсуждение происходящего особенно важны в начале работы по методике.

     Всегда следует начинать с массажа «кнопочек мозга» и «разминки для мозга». Выполнение этих упражнений помогает получить наиболее отчётливую реакцию на тест «вытянутые руки».

     Перед тестом стоит поинтересоваться, не возражает ли ученик против того, чтобы наставник надавил ему на руки. Если таких возражений нет, попросите ученика вытянуть вперёд руки и дать вам знак, когда он будет готов. При этом вы предлагаете ребёнку показать вам, как он держит руки. При взаимном согласии вы получите сильную мускульную реакцию. Теперь надо помочь вашему подопечному осознать её. Повторите тест несколько раз, изменяя силу нажима, но никогда не давите чересчур сильно. В случае, если реакция на первую пробу оказалась совсем слабой, прежде чем продолжать, вернитесь к «кнопочкам» и «разминке для мозга».

     Предложите ученику немного изменить тест, попросите его стараться как можно сильнее, приложить максимум усилий. Обратите его внимание на то, что, чем больше он старается, тем легче вам опустить его руки вниз. Вернитесь к первому варианту, пусть ученик снова покажет вам, как он может держать руки ровно. Вы наверняка получите сильную реакцию, а ребёнок, скорее всего, сильно удивится. Объясните ему, что слабая реакция на просьбу «стараться как можно сильнее» совершенно нормальна. Повторяя тест, добейтесь отчётливой реакции, когда и вам, и ребёнку будет ясно, «включён »он или «выключен».

   Обязательно разберите с учеником результаты теста. Обсудите, как и почему меняется мускульная реакция. Объясните, что «слабая реакция» не является плохой, она нормальна и необходима в некоторых ситуациях, поскольку позволяет сконцентрировать всю энергию на деятельности левого полушария мозга. Но в большинстве видов деятельности, в том числе и в учебной, успех связан именно с кооперацией, союзом, совместной работой двух полушарий. Сознательный, целенаправленный контроль левого полушария над движением никогда не бывает столь надёжен, как автоматический контроль правого  и тем более уступает совместному их контролю.

     Вся работа строится на сотрудничестве ребёнка и взрослого. Это и доверие способностям и возможностям ребёнка, и уверенность в его успехе, и обсуждение всего происходящего на занятиях.   

 

 

Учите детей общаться

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В тоже время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

     Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств. О том, как помочь детям осмысленно пользоваться такими средствами в общении с окружающими, и пойдет наш разговор.

       Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений. По мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека. А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др. Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка - выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

   Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, используя для того  движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает  говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

      Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.

       В широком смысле слова  это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных средств и нормативных, т.е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Этот арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

      Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую»…  Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие – порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим, угасает улыбка, взрослый укоряющее покачивает головой: «Ай-ай-ай» и т.п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающимися. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

      Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной  «ячейке общества».

    Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним, но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к друг, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто), то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.

      К сожалению, бывает (и довольно часто), что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т.п. Тогда и ребенок будет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т.п. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах   разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

        Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. В нем используются интересные для дошкольников игровые упражнения, которые в детском саду может проводить воспитатель. Хорошо, если такая работа будет поддерживаться родителями: при желании мамам и папам нетрудно освоить эти упражнения и играть вместе с детьми дома.

      Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.

       Желательно, чтобы приобретенные умения дети использовали во взаимодействии со сверстниками в игре и в повседневном общении.